вторник, 24 июня 2008 г.

Мад-хава причисляет Дхармакирти к йогачарам-виджнянавади- Deissen P

Мад-хава причисляет Дхармакирти к йогачарам-виджнянавади- Deissen P. Allgcmcinc Geschichte dcr Philosophic S. 207. Freytag W. Ubcr die Erkenntnistheorie der Inder. S. 211. Ibid. S. 211. Ibid. s. 216. Примером того, как мало можно доверять Мадхаве, служит то обстоятельство, что известное определение восприятия, которое было сделано Дигнагой и дополнено Дхармакирти, как мы это несомненно знаем из слов Вачаспатимишры, он приписывает вайбхашикам. нам; при изложении их учения он ссылается на него, называя по имени, и приводит цитаты из его сочинений (SDS. 12. 17). Мы уже говорили о том, что учение буддистов-идеалистов опровергается в сутрах Бадараяны, и это обстоятельство послужило нам основанием для хронологических выводов о времени составления философских сутр. Бадараяна опровергает чистый идеализм; его толкователь Шанкара утверждает это совершенно определенно311 и разумеет под этим учение Дхармакирти.312 Тибетские источники причисляют так же Дигнагу и Дхармакирти к идеалистам. Они разделяют однако всех йогачаров на два разряда: последователей предания и последователей логики. К первым относятся толкователи сочинения Арьясанги Yogacarabhumi, ко вторым последователи 7 логических трактатов Дхармакирти. При этом последователи Арьясанги совершенно верно считаются признающими ложность чувственного (и всякого другого) знания, а последователи Дигнаги и Дхармакирти признающими истину нашего чувственного познания. Автор Tipparri (NBTT. 19- 10) прямо говорит, что признавая чувственное знание не ложным, Дхармакирти отделился от йогачаров и примкнул к саутрантикам. Разбирая определение чувственного восприятия, он обращает внимание на то, что обе его части противоположение мышлению и отсутствие иллюзии имеют целью не определить сущность восприятия, а подчеркнуть отрицательное отношение к взглядам противников (см. выше). Комментатор Вини-тадева понимал дело иначе. Вторую часть определения 'неиллюзорный' (abhranta) он понимал как равнозначащую термину 'не противоречащий опыту' (avisamvadi). производство замков

Комментариев нет: